суббота, 28 февраля 2009 г.

Актер: все решает талант.

Актер: все решает талант

Мы каждый день видим их лица на экранах телевизоров, в кино, реже – в театре. Профессия, о которой мечтают тысячи, где все кажется таким легким: вышел, улыбнулся, сказал пару слов, – и весь мир у твоих ног…

Сегодня актеры востребованы как никогда. Только в Москве работает около сотни драматических театров, в стране настоящий бум антрепризы, основа успеха которой – громкие актерские имена. Вышло из кризиса отечественное кино, о российских сериалах и говорить не приходится: их количество уже просто зашкаливает, куда там Мексике с Бразилией! А ведь каждый сериал – это долгосрочные актерские контракты, а, значит, уверенность в завтрашнем дне, так необходимая в этой непростой профессии… Актеры нужны и на съемках рекламы, многие из них с успехом пробуют себя в роли телеведущих, участвуют в публичных и корпоративных мероприятиях.

В поисках роли

Казалось бы, работные сайты должны пестреть соответствующими вакансиями, но… здесь все иначе. По-прежнему трудно попасть в хороший театр – далеко не всех берут придирчивые режиссеры, актер должен соответствовать их художественной концепции и видению мира. Практически все актеры и студенты актерских вузов состоят в картотеке киноконцерна «Мосфильм» и студии им. Горького, надеясь оказаться в нужном месте в нужное время. Но сегодня найти подходящую работу можно и с помощью специализированного агентства: 10% от суммы контракта – стандартная сумма, которую берет агент. Если у актера заключен контракт с определенным агентством, он отчисляет ему проценты, даже если какую-то работу нашел сам.

Татьяна Прозорова, зам. директора актерского агентства «Макс» (агентство представляет интересы Екатерины Гусевой, Екатерины Стриженовой, Марии Шалаевой, Андрея Ильина, Алексея Кортнева, Дмитрия Шевченко и др.):

– Ассистенты режиссеров сами находят нас, когда затевается какой-то проект. Мы вместе смотрим наши каталоги, рассказываем потенциальным работодателям о возможностях актеров. Другие агентства часто ищут работу для своих актеров через интернет – существуют специальные сайты, где они размещают фотографии своих подопечных. Бывает, узнав о каком-то интересном проекте, агент сам находит режиссера и предлагает свои услуги.
Естественно, все наши актеры имеют профильное образование, но эта профессия как раз тот случай, когда возможности ребят, окончивших московские государственные вузы, и тех, кто учился в провинции или выбрал для себя негосударственный вуз, в принципе равны – здесь все решает талант.

Весь мир – театр

Театр – родной дом и основное место работы для актера, стремящегося достичь профессиональных высот. Здесь под руководством режиссера ремесло превращается в искусство. Актер не только воплощает на сцене режиссерский замысел, но и в процессе работы в театре ищет себя, начинает понимать, чего он хочет и чего действительно стоит.

Большинство актеров после окончания вуза стремятся попасть в хороший театр. К этому времени у них уже может быть опыт работы в кино и в сериалах, но запах сцены, непосредственный контакт со зрителем настоящему актеру ничто не заменит. Обычно претендент пробует пробиться в несколько театров сразу, надеясь, что хоть куда-нибудь да возьмут.

Иногда режиссеры создают свой театр на основе одного выпускного курса. Так возник в свое время «Современник», позже знаменитая «Табакерка», Театр «Мастерская Петра Фоменко». Конечно, такой вариант – оптимален для актеров: здесь в роли режиссера выступает педагог, их воспитавший, человек, на работах и идеях которого они сформировались как творческие личности.

Считается, что театр для актера – это отличный тренинг, возможность постоянно держать себя в форме. Творческий капитал, нажитый в театре, актер тратит в кино. Но бывает и наоборот. Например, Михаила Пореченкова, Константина Хабенского и Михаила Трухина мы знали в основном по многочисленным сериалам, и только когда Олег Павлович Табаков пригласил их в Москву, играть на сцене МХТ им. А.П. Чехова, театральная публика открыла для себя замечательных актеров, а «Гамлет» с Трухиным в главной роли стал настоящим событием прошедшего сезона.

Девочка, хочешь сниматься в кино?

Счастливый билет?
Фанаты Джулии Робертс отлично помнят сцену из фильма «Ноттинг Хилл». Актриса играет голливудскую кинозвезду, приглашенную на ужин в обычную английскую семью. Ее не узнают, спрашивают, чем она занимается, а узнав, что она актриса, сочувственно вздыхают, мол, знаем мы эти толпы невостребованных старлеток, осаждающих лондонские театры и американские киностудии и в перерывах между съемками подрабатывающих официантками. Наконец один из присутствующих интересуется, сколько она получила за последний фильм. Героиня Джулии спокойно отвечает: «Пятнадцать миллионов долларов». Немая сцена… А за ней тысячи актерских судеб, которые складываются по-разному, причем предугадать заранее, в том числе и сколько вы будете стоить, практически невозможно.

Уже на первых курсах вузов многих студентов приглашают сниматься. Это великолепная возможность заявить о себе, «понюхать пороху», в конце концов, заработать денег, но преподаватели не очень охотно отпускают ребят на съемки – учиться и так тяжело. Приходится идти на разные ухищрения, а если роль главная и сниматься надо долго, даже брать академический отпуск. Так было, например, со Светланой Ходченковой, когда она снималась в фильме Станислава Говорухина «Благословите женщину».

Если хотите сниматься в кино – готовьтесь к тяжелой физической работе. Прошли времена, когда на государственные деньги съемки шли месяцами, сейчас никого не удивляет съемочный период длиною в 30 дней. А это значит, что рабочий день исполнителя главной роли может длиться 12 часов. Подъем в 6 утра, в 7.15 надо уже быть в гриме, в 8.00 – в кадре.

Если идут эпизоды с вашим участием, перерыв на обед никто делать не будет. В гримерке окажется всего два кресла на десять претендентов, и вечером вас хватит только на то, чтобы добраться до постели. А в 6 утра – опять подъем. Тяжело? Но ведь именно после этого фильма в одно прекрасное утро вы, может быть, проснетесь знаменитым!

Основа благосостояния

С появлением первых отечественных сериалов актеры получили возможность достойно зарабатывать. Съемочный день сериала стоит меньше, чем в кино, но самих съемочных дней значительно больше, и можно рассчитывать на хорошие гонорары.

Съемки в сериале практически не оставляют времени на другую работу. Вся жизнь в эти месяцы, а то и несколько сезонов подряд проходит в придуманном, замкнутом мире. Если сериал успешен, и актер каждый вечер на экране, его начинают отождествлять с любимым персонажем, а это может стать проблемой для дальнейшей карьеры. Впрочем, не для всех: знаменитых «ментов» уже трудно представить в каком-то ином качестве, а вот для «прекрасной няни» Анастасии Заворотнюк (до этой роли известной лишь небольшому кругу зрителей «Табакерки») сериал стал настоящим трамплином в большое кино. Совсем скоро мы сможем оценить другие грани ее таланта в фильме, снятом в жанре экшн, где она совсем не похожа на няню Вику.

Карьера & Зарплата
Заработок актера только что принятого в московский театр обычно составляет 6-7 тыс. руб. Если карьера складывается успешно, актеру присваивается следующий разряд, затем еще один и т. д. Потолок – 40 тыс. руб. – столько получают заслуженные и народные артисты. Однако так скромно дела обстоят далеко не везде. Все зависит от того, имеет ли театр достойных спонсоров. Например, в «Ленкоме», «Мастерской Петра Фоменко» и некоторых других театрах даже у начинающих артистов зарплата от $ 500.Самые большие доходы для своих актеров выбивает Олег Павлович Табаков, ко всем прочим талантам которого в последние годы прибавились способности хорошего менеджера: звезды МХТ им. А.П. Чехова получают не одну тысячу долларов.
Отличные возможности для заработка предоставляет актерам участие в антрепризах. Режиссер Андрей Житинкин недавно признался, что в результате удачного «чеса» по провинции можно купить даже квартиру в Москве. Заработки в кино начинаются от 1000 руб. в день. Столько получают актеры, снимающиеся в массовке. Начинающий артист, даже играющий главную роль, может рассчитывать на $ 200 в день. Известные актеры получают от $ 1000 до 5000 в день, звезды – $ 10000, два или три человека в стране стоят $ 20 000 за съемочный день. Доходы актеров в сериалах, даже достаточно известных, начинаются от $ 150 в день, но здесь гораздо больше съемочных дней, так что суммы набегают приличные.


Кто остается в профессии

Считается, если ребенок хорошо читает стихи на школьных утренниках, участвует в художественной самодеятельности, да к тому же хорош собой, ему прямая дорога в актеры. Это не совсем так. Время все ставит на свои места. И когда из тридцати ребят, окончивших актерский факультет Щуки или Щепки, в профессии остается всего десять человек – это очень неплохой расклад!

Без веры в себя и понимания ответственности перед своим даром идти в актеры незачем. Недаром у актеров столько примет и талисманов – не cпугнуть нужное настроение перед спектаклем, не дать завистникам испортить свой праздник. Фаина Раневская говорила: «Если у тебя не колотится сердце, если ты не волнуешься перед каждым выходом на сцену – пора менять профессию». Прибавьте к этому силу воли, твердый характер, которые должны вам помочь «держать паузу» в периоды, когда работы нет, и способность выдерживать экстремальные нагрузки, когда она вдруг появляется, и еще сто раз подумайте, прежде чем действительно выбрать эту кажущуюся такой заманчивой профессию.

Генриетта Яновская, народная артистка России, главный режиссер МТЮЗа, лауреат премии «Хрустальная Турандот» и «Чайка» за лучшую режиссуру:

– Хороший актер для меня – это, прежде всего, открытость всему новому. Очень важна первичность ощущений, чистота и свежесть восприятия окружающего мира, умение проживать каждую эмоцию и жизненную коллизию как в первый раз и запоминать это. Очень важно для актера быть по-настоящему заразительным по отношению к своему зрителю, вести его за собой. А выживать и жить помогает чувство юмора. Оно же спасает от самовлюбленности и звездной болезни.

Выбираем вуз

В Москве актеров готовят:

Практически во всех учебных заведениях специальность называется «Актерское искусство», но у каждого вуза есть свои нюансы, зачастую многое определяющие.

Сначала вы должны понять, что вам ближе – театр или кино. Так, знания, которые даст вам ВГИК в плане понимания кино как «важнейшего из искусств», в театральном вузе вы вряд ли получите. Весь первый курс здешние студенты изучают отечественное кино, основная тема второго курса – актеры мирового кино, третий курс посвящен кино зарубежному. Известен ВГИК и еженедельными семинарами Армена Медведева «Современное кино», на которые он приглашает известных актеров и режиссеров.

Кроме того, вы должны определиться с системой обучения мастерству актера, которая подходит именно вам. Например, в РАТИ в этом году актерскую мастерскую набирал народный артист России, главный режиссер Театра российской армии Борис Морозов. Все четыре года ребята будут учиться у этого мастера. Иная ситуация в Щуке, где со студентами занимаются все педагоги кафедры актерского мастерства.

Анжелика Каракозова, проректор Института русского театра:

– В нашем институте художественным руководителем актерского факультета уже несколько лет является главный режиссер Театра у Никитских ворот Марк Розовский. В этом году актерский курс набирали два мастера – известный актер Виктор Раков и педагог Марина Кайдалова. Студентами будут заниматься оба педагога. Марина Кайдалова – это так называемая учебная классика, основы профессии, без которых нет актера. А Виктор Раков, я надеюсь, даст ребятам возможность пофантазировать, попробовать себя в каких-то интересных проектах, по-новому взглянуть на свое амплуа и творческие возможности.

Не стоит забывать и о возрасте: абитуриент Щуки, Щепки, РАТИ и Школы-студии МХАТ должно быть не более 22 лет, а желательно – 17. Во ВГИКе обращают внимание на результаты фото- и кинопроб: если вы киногеничны и действительно поразите приемную комиссию, могут принять и в 23, и в 24. Впрочем, и в театральных вузах возможны исключения из правил, но на то они и исключения, чтобы на них не рассчитывать.

Негосударственные вузы более лояльны: в Институт русского театра можно поступать и в 27-28 лет. Если у вас за плечами съемки в массовках или работа в самодеятельном театре, то мужчин могут принять на первый курс и в 33 года.

Если вам нравятся модные сейчас мюзиклы и вы хотите стать артистом музыкального театра, вам прямая дорога в Академию Натальи Нестеровой, где эту специальность можно получить на факультете кино и телевидения.

Через тернии – к звездам!

Дресс-код для абитуриентов
На экзамен по актерскому мастерству девушкам не стоит приходить в брюках, а юношам – надевать кроссовки. В приемных комиссиях вузов обращают внимание и на это, ведь понимание красоты во всех ее проявлениях – неотъемлемая часть вашей будущей профессии!

Будущие актеры приезжают в Москву со всех концов страны: от Петропавлоска-Камчатского, Новосибирска и Хабаровска до Калининграда, поэтому конкурс на актерские факультеты ведущих московских вузов нешуточный. В РАТИ в этом году прослушали 2000 человек, притом, что бюджетных мест было всего 14 плюс 10 платных мест и три человека были приняты вне конкурса как целевики – это ребята из Ингушетии и Башкирии. Попытать счастья во ВГИКЕ решились 3000 человек на 15 бюджетных мест, и еще несколько мест, как обычно, было выделено иностранцам. В Школе-студии МХАТ в этом году от платного обучения (для граждан России) отказались вообще, прослушали около 2000 человек, приняли 23 плюс одного иностранца. Даже в негосударственных вузах на платное обучение берут далеко не всех: абитуриенты должны продемонстрировать талант и умение себя преподнести.

Главное испытание для ребят – экзамен по мастерству актера. Ему предшествует отборочные туры, которые начинаются еще в апреле. Репертуар не меняется уже много лет – басни, стихи и проза (желательно в нескольких вариантах).

Первый тур – отборочные консультации. Московские театральные педагоги пока только приглядываются к будущим студентам и дают свои рекомендации по поводу того, стоит ли им вообще ввязываться в этот долгий марафон. На второй тур можно попасть уже только по рекомендациям педагогов. И опять – басни, стихи, проза. К третьему туру на дистанции остаются самые талантливые. Вас могут попросить спеть и станцевать, а некоторые мастера после третьего этапа устраивают специальный «пластический» тур – для будущего актера очень важно уметь правильно двигаться. Во ВГИКе на этом этапе у ребят проходят первые фото- и видеопробы.

Затем черед экзамена по мастерству актера, который проходит в два этапа. В первый день в очередной раз вас попросят прочесть басню, стихи и прозу, а на второй вас ждет коллоквиум-собеседование, задача которого выявить общий культурный уровень поступающего. Вопросы задают самые разные: что читали, чем увлекаетесь, какие спектакли и фильмы нравятся и т. п.

Выдержав мастерство актера, вам останется только письменный экзамен по русскому языку (сочинение), а во ВГИКе еще и устный, который называется «Литература как источник киноискусства».

Если вы поступаете в Академию Натальи Нестеровой на специальность «Артист музыкального театра», вам придется на просмотре-прослушивании к обычному репертуару прибавить еще и музыкальный: Абитуриентам предлагают спеть на выбор русскую народную песню, романс или арию из оперетты, а затем продемонстрировать приемной комиссии какой-нибудь танец на выбор. Потом нужно пройти собеседование и письменное тестирование по русскому языку.

Наталья Бирюкова, зам. декана актерского факультета РАТИ:

– В нашем вузе существуют подготовительные курсы, на которых вполне можно подготовиться к поступлению в РАТИ. Они доступны только москвичам и никаких преимуществ при поступлении не дают. Что же касается занятий с репетиторми по актерскому мастерству, то наша специальность как раз тот случай, когда я бы не советовала ребятам этого делать. Причина лежит на поверхности: принципы воспитания актера вашего репетитор могут в корне отличаться от принципов мастера, к которому вы хотите попасть, и это может сослужить вам недобрую службу.

Учиться, учиться и учиться…

Сам процесс учебы для будущего актера – занятие захватывающее и трудное одновременно. Главную спецдисциплину – мастерство актера – начинают преподавать с первого курса и по четыре-шесть часов в день. «Рабочий день» студента актерского факультета длится с 9.30 до 23 часов.

Ребята достаточно серьезно изучают историю России, изобразительное искусство, литературу, философию, основы права, иностранные языки. Среди специальных дисциплин история русского и зарубежного театра, сценическая речь, сценическое движение (сюда входят и занятия по фехтованию, и сценический бой), музыкальная грамота, вокал, ансамблевое пение, грим, экономика в сфере искусства.

Многие студенты начинают сниматься в кино и сериалах, еще учась в вузе: из-за этого в театральных институтах у начинающего актера могут возникнуть проблемы, во ВГИКе на съемки отпроситься значительно легче. В дальнейшем эти работы, как и участие в реальных театральных постановках, могут стать дипломными. Но главным итогом обучения в вузе все равно остается дипломный спектакль, который студенты начинают готовить еще с третьего курса.

Актерские факультеты не гарантируют своим выпускникам трудоустройства. Многие студенты сами находят себе место на старших курсах. Педагоги специально готовят ребят для показов в театрах и обычно 70% учащихся успешно трудоустраиваются, остальные 30% отправляются в свободное плавание. Как сложится ваша карьера, будете ли вы лет через десять диктовать условия продюсерам и режиссерам или отчаянно ждать любого предложения, зависит от вас и тысячи различных обстоятельств…

Белла Ластовская, журнал "Куда пойти учиться", сайт www.ucheba.ru

Комментариев нет: