суббота, 28 февраля 2009 г.

Молодой экономист: варианты карьерного старта

Молодой экономист: варианты карьерного старта

Хотя рекрутеры постоянно говорят о перепроизводстве экономистов, сегодняшние абитуриенты с завидным упорством продолжают штурмовать профильные вузы. Их можно понять: высшее экономическое образование – отличный фундамент для работы в самых разных сферах бизнеса. Надо только заранее выстроить карьерную цепочку.

Мы выделили две группы стартовых позиций для молодого специалиста. Первая включает должности, устроиться на которые без особых сложностей и в короткие сроки может любой выпускник экономического вуза. Конкурса среди кандидатов здесь практически нет и, соответственно, требования к соискателям достаточно мягкие. Но и перспектив не много.

Вторая группа объединяет престижные вакансии, занять которые молодому специалисту без опыта работы нелегко. Но постараться стоит — учитывая карьерные возможности, которые получает сотрудник. Такие предложения на работных сайтах и в специализированных печатных изданиях встречаются редко. Как правило, поток резюме здесь очень большой, конкурс среди соискателей составляет 5–10 человек на место. Поэтому работодатель выбирает лучших из лучших. Чтобы пройти все этапы интервью, требуется порой не один месяц.

Вариант 1 - Экспресс-трудоустройство


  • Специалист по работе с розничными клиентами в коммерческих банках

Речь идет о сотрудниках по продаже банковских продуктов (в их обязанности входит консультирование и привлечение клиентов, оформление заявлений на предоставление пластиковых карт), кредитных инспекторах (проверяют достоверность сведений о заемщике и принимают решение о выдаче кредита), специалистах по работе с просроченной кредитной задолженностью (проводят телефонные переговоры с должниками по урегулированию долга). Как правило, такие вакансии в банках открыты всегда. Среди требований к кандидатам – желание развиваться в банковской сфере, умение работать на ПК, высшее образование (не обязательно экономическое). На такую должность могут взять и студента старших курсов.

Нельзя сказать, что эти вакансии популярны у выпускников-экономистов. Тому есть несколько причин. Во-первых, работа довольно однообразная и вряд ли заинтересует, например, экономиста, нацеленного на решение сложных аналитических задач, а таких молодых людей среди выпускников немало. Во-вторых, отделения банков нередко открываются в торговых центрах, где из-за шума и тесноты условия труда не назовешь идеальными. Да и клиенты бывают разные, среди них есть и конфликтные люди, что делает работу довольно стрессовой. Конечно, повышение по службе получить можно, но далеко не все новички готовы отработать на рядовой позиции год и более, чтобы перейти на следующую должностную ступень. Однако тем, кто серьезно нацелен на карьеру в банковской рознице, имеет смысл обратить внимание на такие вакансии. Возможно, это именно ваш шанс.

Ежемесячный доход специалиста начального уровня в банковской рознице составляет в среднем 15–20 тыс. руб. Он состоит из оклада (порядка 10–15 тыс. руб.) и бонусной части. Помимо зарплаты банки предоставляют социальные льготы в соответствии с Трудовым кодексом РФ и бесплатное обучение новичков.

  • Ассистенты бухгалтеров/бухгалтеры в небольших российских компаниях (оптовая торговля, услуги, производство)

Здесь основные требования – высшее экономическое образование (претендентами могут быть и студенты старших курсов), пунктуальность, скрупулезность и быстрая обучаемость. Среди молодых экономистов эти вакансии более популярны, чем стартовые позиции в банковской рознице. Есть выпускники, которые считают, что работа в бухгалтерии большой компании на первых порах будет рутинной: как правило, новичок работает на узком участке и выполняет одну-две стандартные операции. А в небольшой организации можно научиться всему и сразу, что позволит в дальнейшем быстрее продвигаться по карьерной лестнице. Однако на практике может получиться, что вы узнаете обо всем понемногу, но ничему конкретному не научитесь. Например, вряд ли можно говорить о том, что молодой специалист знает такие участки, как «банк» или «касса», если по каждому из них было по две-три проводки в месяц. Но не бывает правил без исключений: вполне вероятно, что компания будет развиваться, объем операций по каждому направлению – увеличиваться, соответственно, вырастет и ваш профессионализм. Или вы попадете «под крыло» к опытному главному бухгалтеру, который грамотно обучит вас азам профессии.

Доход этих специалистов – 15–22 тыс. руб. Но зарплату могут выплачивать с задержками, так как часто финансовое положение маленьких фирм нестабильно.

  • Ассистенты бухгалтеров в российских бухгалтерских компаниях

Требования к кандидатам: профильное высшее образование (также берут на работу студентов последних курсов) и желание развиваться в области финансового аутсорсинга (аутсорсинг – передача каких-либо функций сторонним исполнителям). Эти вакансии опять-таки привлекают соискателей, которые хотят получить разноплановый профессиональный опыт. В обязанности ассистента входит помощь бухгалтеру, который полностью ведет финансовую отчетность нескольких юридических лиц. А фирмы-клиенты могут быть из разных сфер бизнеса – производство, оптовая торговля и т.п. Для выпускника, который хочет сделать карьеру в бухгалтерском аутсорсинге или мечтает открыть собственное дело, должность помощника в такой организации будет хорошим стартом. Вместе с тем существует опасность, что ассистент начнет делать свою работу «на автопилоте» – из-за больших объемов однотипных операций по каждому из участков, которые он будет вести. Понятно, что серьезного опыта таким образом не получишь.

Зарплата на подобных должностях варьируется в пределах 16–22 тыс. руб. в месяц. Дополнительных социальных льгот обычно нет.

Программные продукты, которые должен знать начинающий экономист
В подавляющем большинстве российских компаний бухучет ведется в программе 1С: Бухгалтерия (версии 7.7 или 8.0), а западные компании обычно используют такие программные продукты, как SAP, Axapta, Navision. Если в вузе вы не получили необходимых навыков работы с этими программами, приобрести их можно на специальных курсах. Программу 1С, например, изучают в Центральном институте подготовки кадров, на курсах при Московском институте банковского дела (МИБД) и Московском экономико-финансовом институте (МЭФИ). Освоить западные программы можно в Центре компьютерного обучения «Специалист» при Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана и в Учебном центре R-Style.

Вариант 2 - Для лучших из лучших


  • Ассистенты бухгалтеров в западных компаниях (торговля, производство, инжиниринг)

Обязанности на этой позиции – обработка первичной бухгалтерской документации (счета-фактуры, накладные), систематизация документов по отдельным направлениям, выставление и отправка счетов клиентам, выполнение поручений руководителя. Работа довольно рутинная, однако это не причина отказываться от ассистентских вакансий в западных компаниях, поскольку крупные иностранные компании подбирают персонал не на один месяц и не на один год, а с перспективой продвижения по служебной лестнице. Сотрудников отбирают тщательно. Главные требования к кандидатам – отличные теоретические знания, полученные в вузе, обучаемость и владение английским языком на достаточно высоком уровне (как правило, не ниже Upper Intermediate). Обычно карьерный рост идет по следующей схеме: ассистент – бухгалтер – старший бухгалтер – руководитель группы бухгалтерского учета. А дальше все зависит только от вас.

Зарабатывают ассистенты от 18 до 25 тыс. руб. в месяц. Кроме того, иностранные компании предлагают своим сотрудникам хороший соцпакет: медицинскую страховку, бесплатное питание, а иногда даже оплачивают занятия работников в фитнес-центрах.

  • Андеррайтеры в страховых компаниях

Андеррайтер – удачная позиция для карьерного старта в страховом бизнесе. Его главная задача – оценка рисков по договорам страхования, которые компания заключает со своими клиентами. Обычно ищут андеррайтеров с опытом работы, но шанс на трудоустройство есть и у выпускников экономических вузов. Вообще, самый надежный способ занять по окончании вуза должность андеррайтера в солидной страховой компании – устроиться туда на практику или стажировку: хорошо зарекомендовавшие себя практиканты, как правило, получают предложение стать штатными сотрудниками. Однако если этого сделать не удалось, устроиться на стартовую позицию в андеррайтинге можно и после получения диплома. Работодатель обычно обращает серьезное внимание на вуз, который окончил кандидат. Предпочтение отдается выпускникам Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ им. М.В. Ломоносова), Финансовой академии при Правительстве РФ (ФА при правительстве РФ), Московского инженерно-физического института (Государственного университета) (МИФИ), Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова (РЭА им. Г.В. Плеханова). Кроме того, компании хотят видеть соискателей, обладающих такими личностными качествами, как внимательность, скрупулезность, аналитический склад ума.

Начинающий андеррайтер зарабатывает примерно 20–22 тыс. руб. в месяц, а через год, при условии хорошей работы, его зарплата может вырасти до 40 тыс. руб. Западные компании платят, как правило, андеррайтерам больше российских, но и требования к кандидатам у них выше – хорошее знание английского языка (как разговорного, так и письменного).

  • Ассистенты аудиторов в крупных западных аудиторских компаниях

Помощники аудиторов занимаются определенными участками бухгалтерии компаний-клиентов (например, «основные средства», «дебиторская задолженность»), выполняют поручения вышестоящих работников своего подразделения. Когда они получают повышение – становятся аудиторами или старшими аудиторами – начинают отвечать за отдельные проекты (проверка отчетности клиента). Следующая ступень карьеры – позиция менеджера отдела, который контролирует несколько проектов (как правило, 6–7 одновременно). Ему подчиняются занятые в проектах аудиторы и ассистенты. Если молодой специалист амбициозен, обучаем и готов к напряженной работе, он может пройти этот карьерный путь за 5–7 лет. И это еще не потолок карьеры в аудите – ведущие менеджеры имеют реальные шансы стать партнерами, то есть совладельцами бизнеса. Устроиться на работу в крупную аудиторскую компанию весьма непросто. Особенно, если речь идет о «большой четверке»: PrisewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte & Touche, KPMG. Работодатель обращает внимание и на вуз, который окончил молодой специалист, и на качество профильного образования, и на уровень знания иностранного языка (требуется свободное владение английским), и на личностные качества. Приоритет отдается кандидатам с развитыми аналитическими способностями и отличными коммуникативными навыками: аудитор должен уметь хорошо работать как с цифрами, так и с людьми.

«Вилка» зарплат аудиторов начального уровня – 24-30 тыс. руб. в месяц. Крупные аудиторские компании предоставляют отличный социальный пакет: медстраховка (с медицинским обслуживанием в лучших клиниках столицы), бесплатное питание, компенсация занятий фитнесом, корпоративное обучение, в том числе стажировки в крупнейших финансовых центрах мира.

  • Финансовые аналитики в инвестиционных банках/инвестиционных компаниях

Инвестиционно-банковская сфера была и остается одной из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового сектора. Многие российские компании размещают акции на мировых биржах, происходят слияния и поглощения компаний и т.д. Поэтому профессия финансового аналитика, в чьи обязанности входит сопровождение подобных сделок, прогнозирование возможных прибылей или убытков и анализ рисков, весьма перспективна для молодых экономистов. И не обязательно заканчивать ведущие экономические вузы. Главные требования к кандидатам – хорошие базовые знания, аналитический склад ума, математические способности и умение работать над несколькими проектами одновременно. Конечно, чаще всего банки и инвестиционные компании берут на работу аналитиков с опытом работы, однако у перспективных молодых специалистов, безусловно, есть шансы занять должность аналитика-стажера.

Стартовая зарплата аналитика без опыта работы составляет в среднем 25–30 тыс. руб. в месяц. В инвестиционно-банковской сфере можно быстро вырасти молодому специалисту и, соответственно, увеличить свой доход. Есть примеры, когда вице-президентами становились за 3–4 года и зарабатывали до 12 млн руб. в год.

Мнение эксперта

Елена Гудович, руководитель группы рекрутеров направления «Финансы» кадрового холдинга Анкор:

– Я бы рекомендовала молодым специалистам с экономическим образованием начинать карьеру в крупных компаниях: такие организации, особенно западные, подбирают персонал «на перспективу» и предоставляют новичкам реальные возможности роста. Самые высокие шансы на трудоустройство имеют амбициозные молодые люди, высоко мотивированные на карьеру, обладающие отличными теоретическими знаниями в сфере финансов и способные применить эти знания на практике. Кроме того, в иностранных компаниях одно из главных требований – владение английским языком. Причем уровень знания языка должен быть высоким: без этого карьерный и профессиональный рост весьма затруднителен. Иностранный язык увеличивает и уровень дохода молодого специалиста: выпускник вуза, не владеющий английским, зарабатывает в среднем 15–25 тыс. руб. в месяц, тогда как его однокурсник, говорящий и пишущий по-английски, может претендовать уже на 25–35 тыс. руб.
Молодые специалисты, которые хотят решать разнообразные профессиональные задачи, нередко выбирают небольшие организации. Однако далеко не всегда там можно приобрести хороший профессиональный опыт. Например, российским компаниям, оказывающим услуги бухгалтерского аутсорсинга, из-за огромных объемов работы зачастую сложно оперативно отслеживать изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве. А в небольших торговых компаниях учет часто ведется по упрощенной системе налогообложения. Перейти из таких компаний в крупную организацию будет довольно трудно – многие престижные работодатели не заинтересованы в кандидатах, работавших ранее по упрощенной системе налогообложения.

Екатерина скрипник, журнал Куда пойти учиться

1 комментарий:

Terrgor комментирует...

статья мне очень понравилась, еще могу посоветовать для карьерного старта предприятия использовать онлайн сервис «Моё дело» для ведения бухгалтерии, на этом ресурсе автоматически рассчитываются налоги и взносы (на основании Ваших данных о сотрудниках, доходах и расходах) и платежные документы полностью заполнены, очень удобный сервис на мой взгляд