среда, 7 мая 2008 г.

Объективно о фотографе...

В фотоделе безумная конкуренция. Стать известным фотографом почти так же сложно, как популярной топ-моделью или актрисой кино..

Плохие фотографы сегодня не нужны – у каждого любителя дома – фотоаппарат… Уровень цифровой техники вырос настолько, что приличный снимок может сделать и полный профан. Таинственные обряды в темной комнате по извлечению пленки, проявка со светом красной лампы, чудо проступающего изображения на фотобумаге – далеко в прошлом, на смену им пришли мониторы компьютеров и всем доступный Photoshop. В век цифровой аппаратуры кардинально и незаметно меняется сама суть профессии.

Если раньше профессионализм фотографа заключался в том, чтобы “поймать” удачный кадр, то сегодня благодаря цифровым технологиям появился новый спектр работ: обработка снимков с помощью специальных программ, позволяющих делать с фотографией все что угодно – убрать любые дефекты, сгладить все недостатки и вообще воплотить самую невероятную фантазию. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы этому научиться, и не обязательно уже ловить тот единственный верный кадр, молясь про себя, “чтобы получилось”, можно сразу, посмотрев на дисплей фотоаппарата, переснять, ну, а если не вышло как надо – не беда – сгладить минусы при обработке… Все это приводит к девальвации профессии фотографа, и если в “пленочный” век профессионалов были единицы, сегодня сделать качественный снимок намного проще.

От репортеров до папарацци

Так что же, профессия фотографа умирает? Ничего подобного! Вакансий на рынке труда предостаточно – более того их количество увеличивается год от года! Парадокс? Нет. Просто фронт работы фотографов огромен. И хотя фотодело становится более простым и доступным ремеслом, чем раньше, потребность в специалистах не уменьшается. Фотографы по-прежнему необходимы в СМИ – в журналах, газетах, в Интернет-изданиях. Здесь их ждет репортерская работа, посещение различных мероприятий, съемки событий. Фотографы востребованы и в фирмах, специализирующихся на организации корпоративных и частных вечеринок, дней рождений, банкетов и свадеб. И пока тамада развлекает гостей, фотограф снимет самые интересные моменты праздника.

Можно сотрудничать с рекламными агентствами – нужно уметь ярко, красиво представить образ предлагаемого для продажи продукта. Если это автомобиль – он должен радовать глаз своими обтекаемыми формами, своим изяществом, если духи – можно показать флакон с необычного ракурса…
Портретная съемка также стремительно набирает популярность. В фотостудиях мастера фотографируют звезд шоу-бизнеса, актеров кино и эстрады, и просто желающих увековечить самих себя за кругленькую сумму. Фотографы-стрингеры занимаются самой захватывающей, но в то же время и опасной работой, делая снимки в “горячих точках” планеты. Всем известные папарацци стараются поймать какую-нибудь звезду или знаменитость, запечатлеть ее или его в интересной позе, застать за занятием “не для посторонних глаз”. Иногда за удачную фотографию какой-нибудь звезды известные глянцевые журналы отваливают целое состояние…

Проявите инициативу!

Большой плюс профессии – свобода. Многие фотографы предпочитают работать внештатниками – фрилансерами. Обычно они сотрудничают сразу с несколькими изданиями или фотостудиями, куда отправляют свои работы. Однако в этом случае рассчитывать на стабильный заработок может только профессионал, чьи фотографии настолько качественные, что их охотно купят.

Начинающему же фотографу на первых порах придется тяжело: пока он не стал известным мастером, к нему за портретом будут приходить не модели, а простые граждане. Натюрморты будут заказывать не для рекламы на щит, а для каталога (съемка 1000 предметов за неделю без всякой выдумки), его пейзажи будут покупать не на аукционе “Сотбис”, а в фотобанке по 10 долларов за серию... Одним словом, это адская работа в условиях жесткой конкуренции. По словам специалистов, сегодня, чтобы "быть на коне" фотографу нужен не только и не столько талант, сколько реклама и пиар... Необходимо уметь продать свои услуги – давать объявления в Интернете, газетах вакансий, в специализированных журналах. Сделать свой сайт, собирать последователей, участвовать в конкурсах, общаться с признанными мастерами и заводить полезные знакомства…

Собственная студия – реально?

Для одних фотографов вершина карьеры – признание в узких кругах коллег, для других – организация своего маленького бизнеса, например, фотостудии. Фотограф может нанять несколько коллег-специалистов, арендовать помещение, закупить нужное оборудование, “поставить” студийный свет, дать рекламу и попытаться заработать денег. В этом случае ему понадобятся незаурядные организаторские способности и смекалка. Сложность не в том, чтобы потратить 10-50 тыс $ на становление своего бизнеса, а в том, чтобы его “раскрутить”, оставаясь при этом профессиональным фотохудожником. Далеко не у всех получается совместить “коммерческую жилку” и талант мастера. Обычно, специалисты, у которых руки и глаз от Бога, совершенно не умеют ставить свой бизнес. И наоборот, есть примеры студий, в которые вкладывались сотни тысяч долларов, но через полгода они закрывались, потому что владелец был посредственным фотографом.

Курсы – в помощь!

Вопреки распространенному мнению, большинство фотографов – люди отнюдь не со средним образованием, многие из них имеют диплом об окончании вуза. Это могут быть гуманитарии, технари, медики – кто угодно, но всех их объединяет одно: хобби незаметно превратилось для них в любимую работу. Одни постигали премудрости фотографии самостоятельно путем проб и ошибок, другие – с помощью специализированных курсов. В столице существует с десяток различных программ обучения фотоделу, и везде – своя специфика. Например, в Заочном народном университете искусств практикуют метод индивидуального консультирования. Здесь нет традиционных групповых лекций, каждый слушатель общается с преподавателями по мере выполнения домашних заданий (репортажей, пейзажных и архитектурных съемок и т. д.), посещение – не реже одного раза в месяц, а время обучения не более десяти месяцев. Частоту консультаций слушатель определяет сам. В Академии фотографии учащиеся занимаются в группах по 12 человек, курсы идут три месяца по два раза в неделю. Есть группы дневные, вечерние, выходного дня – график достаточно гибкий. А, например, на авторских курсах Павла Смирнова занятия проходят ежедневно 5 раз в неделю (понедельник-пятница) по 6 часов: 3 часа теории и 3 часа практики – это позволяет сразу закрепить пройденный материал, перевести его из области теории в область практики.

70% – женщины

По словам преподавателей программы по фотоделу пользуются большим спросом. Слушатели курсов Заочного народного университета искусств – люди самого разного возраста: от 14-15 летних подростков до людей пенсионного возраста, а, например, в Академии фотографии основная аудитория – молодые женщины от 25 до 35 лет…

“У нас есть курсы фотодела для любителей и профессионалов, – рассказывает Тамара Николаева, генеральный директор “Академии фотографии”, – На любительских 70% – женская аудитория, на профессиональных – “50 на 50” мужчин и женщин. Обычно те, кто прошел первую программу, идут на вторую. На любительских курсах в большей степени слушатели обучаются техническим аспектам фотодела, на профессиональных – креативу, умению сделать нестандартный снимок.

Для желающих есть дополнительные месячные программы: по технике портрета, пейзажной съемке, компьютерной обработке фотографии…”.

Модульная система курсов и дополнительные программы широко практикуются везде.

В фотошколе “Фотограф”, организованной на базе старейшего кино-ВУЗа – ВГИКа, слушателям предлагают целый спектр программ: от любительской фотографии, до профессиональных курсов по фотокомпозиции и фоторедактированию. В Заочном народном университете искусств в общий курс входит три ступени: фототехника, фотомастерство и фотохудожник. Чтобы получить свидетельство, нужно пройти все три. По окончании курсов можно смело искать работу.

80% слушателей идут на курсы “для себя” и только 20% рассматривают их как подготовку к будущей работе

А зарплата?

В зависимости от опыта работы в среднем – от $500 до 2000. Например, снимая людей на документы можно заработать $200. В фотостудиях начинающим фотографам предлагают зарплаты от 6 до 18 тыс. р. Съемка одной свадьбы стоит от 3000 до 7000 тыс. р. и выше.

Если же человек знает какие-либо графические программы (Photoshop или Corel Photopaint) – зарплаты вырастают в несколько раз. Такие специалисты всегда найдут работу фоторедактором (бильдредактором) с зарплатой от $600. Профессионалы, чье имя “на слуху”, могут зарабатывать в день не одну тысячу долларов!

Внимание – снимаю!

"Если у человека привычный взгляд на мир удачный снимок ему не сделать никогда", считает Олег Тенин, владелец собственной фотостудии.

– На первый взгляд – все просто. Нажал кнопку и готово. В чем сложность работы фотографа?
– Профессионализм – в умении увидеть необычное в обычном. Художественный вкус, чувство перспективы, “незамыленный взгляд” фотографу нужны не меньше, чем живописцу. Из 10 успешных фотографов 7-8 -люди, которые очень хорошо рисуют.

– Фотостудии предлагают клиентам широкий спектр услуг: от съемок свадеб и фотосессий, до рекламы и репортажей – на чем интереснее специализироваться?
– На Западе фотограф может позволить себе узкие специализации, в России, если хочешь заработать, приходится быть универсалом и заниматься всем. Чем шире спектр твоих услуг, тем больше охват клиентов. Снимать только пейзажи или портреты можно себе позволить, если для тебя это хобби.

– Какой вид съемки нравится Вам больше всего?
– Сложный вопрос. Проще работать с неодушевленными объектами, но с людьми интереснее. Приходит, например, человек сняться для портфолио. Заходит в студию, включаешь свет, и тут он вдруг начинает опускать глаза, смущаться, зажиматься… Тебе нужно его разговорить, приободрить, пошутить. Наконец, он раскрывается и в этот миг нужно его сфотографировать. С профессиональными фотомоделями, снимающимися в рекламе, работать, конечно, проще. Они умеют себя подать.

– Репортажами приходилось заниматься?
– Начиная от съемок банкетов и заканчивая серьезными мероприятиями с нашими ведущими политическими деятелями в главной роли. Здесь своя специфика – невозможность сделать постановочный кадр, необходимо ловить удачный ракурс “на лету”. Но в этом и свои плюсы – иногда “экспромтом” получаются такие кадры…

– Что нравится в этой работе?
– Иногда просматриваешь съемку, видишь обычный невзрачный кадр, и вдруг тебя осеняет, как его можно обработать на компьютере. С вдохновением берешься за дело и в результате получается чуть ли не произведение искусства. Нравится ожидание этого чуда.

– График работы ненормированный?
– Абсолютно. Субботы, воскресенья не существует. Выходной – когда нет съемок в студии. Бывают дни, когда идут по 3-4 съемки в сутки, а работа затягивается с 9 часов утра до часа ночи.

– Не надоедает снимать все эти бесконечные свадьбы?
– Надоедает. Несмотря на то, что все невесты в белом, далеко не все – красавицы.

Более того, из 10 девушек, приходящих на съемки портфолио в студию 8 тоже не всегда симпатичные. Но хочешь жить – умей вертеться. Хочешь кушать – иди и снимай следующую свадьбу.

– А нужно сделать девушек красивыми?
– Нужно и можно. Приходит, например, “крокодильчик”. Сначала визажист с помощью макияжа и укладки делает из него маленькую симпатичную куколку, потом я с помощью света, цвета, поз, ракурсов превращаю ее в очень-очень хорошенькую куколку, а после обработки фотографий на компьютере она превращается в принцессу.

– Качества необходимые фотографу?
– Терпение и настойчивость в достижении целей. Умение работать с людьми, общительность. Впрочем, у меня работает ассистент – молодой парень, которому я поручаю снимать не очень значимые портреты, так от него в час два слова едва услышишь, но это не мешает ему хорошо снимать, и люди довольны.

– Это работа одиночки или командная?
– Если снимаешь для себя и немного подработать – достаточно быть одному, если строишь свой бизнес, организовываешь фотостудию, пытаешься не только сделать имя и добиться признания, но и заработать деньги – тут уже нужна команда.

– Часто возникают непредвиденные ситуации?
– Бывает, конечно, когда аппаратура подводит, но все равно лицом в грязь стараешься не упасть. Неприятны случаи другого рода – когда заказчик недоволен работой. И не из-за того, что ты напортачил, а потому, что уже в процессе съемки, или после нее или после просмотра фотографий он понял, что не это ему было нужно. Особенно часто такое бывает с рекламными съемками. В рекламном агентстве придумывают сюжет, приглашают моделей, мы организуем съемку. Убиваем день-два, потом они смотрят снимки и приходят к выводу, что надо было снимать не то, не так, приглашать не тех моделей, и вообще снимать не в студии, а на улице.… Понимают, что придется переснимать, это их расстраивает и они пытаются отыграться на фотографе.

– В принципе можно заработать фотоделом?
– Нет. Даже на квартиру в Москве не заработаешь. За рубежом – да. Можно прославиться и иметь огромные гонорары. В России такое будет лет через 20-50 лет. Но положительные тенденции есть. За последние лет шесть труд фотографа становится все более востребованным и оплачиваемым, но до Запада нам очень далеко.

– Высший уровень фотографа в России?
– Скажу так: даже посредственный фотограф может быть самым знаменитым и самым высокооплачиваемым фотографом России. Это как в шоу бизнесе: сколько денег вкладываешь в раскрутку своего имени, пиар и рекламу, так тебе и аукнется. Если твое имя на слуху, то гонорар одного дня может составлять несколько тысяч долларов. И не потому, что ты гений, а потому, что тебя все знают, и заказчику потом лестно будет сказать друзьям: “А у меня на свадьбе снимал Василий Пупкин” – и ему ответят: “Ууу… Это круто!”. А есть люди с руками и взглядом от Бога (знаю таких), но они никогда не станут известными, потому что не вкладывают в раскрутку своего имени ничего.

Комментариев нет: