среда, 7 мая 2008 г.

Дизайнер рекламы ремесло или творчество...

Дизайнер рекламы должен уметь рисовать так, как рисуют мультфильмы и карикатуры остро, образно, концептуально…

Сделать карьеру в дизайне, казалось бы, пара пустяков. Так, российский дизайнер Андрей Логвин стал знаменитым, изобразив слоган «Жизнь удалась» черной икрой на красной. В итоге вошел в число самых известных дизайнеров не только в России, но и за рубежом. Его работа имела такой резонанс, что не замедлил появиться и заказчик – крупный поставщик красной икры «Русская Аляска».

Но это только на первый взгляд все просто. На самом деле путь талантливого дизайнера – бесконечная череда открытий, ярких идей, остроумных решений и оригинальных ходов.

Креативом и не пахнет?

Вы уже решили, что работа дизайнера – ваше призвание? Придумывай себе рекламные плакаты, щиты и рисуй в свое удовольствие… Не торопитесь! Если посмотреть вакансии дизайнеров на работных сайтах, то в некоторых можно наткнуться на шокирующую фразу – «Креатив не нужен!» Например, во многих (особенно крупных) рекламных агентствах от дизайнера требуется, прежде всего, умение работать в разных графических программах и четко выполнять поставленные задачи. Творчеством занимаются другие специалисты: копирайтер (придумывает слоганы) и арт-директор (отвечает за визуальный ряд), дизайнер лишь воплощает их идеи. В журналах и газетах тоже часто ищут рядовых дизайнеров-верстальщиков, от которых не ждут ярких идей, а ценят умение быстро работать, оперативно размещать материалы и фотографии на полосах. Поэтому начинающему дизайнеру с творческими амбициями лучше всего устроиться в небольшое рекламное агентство или специализированную дизайн-студию. Здесь есть, где развернуться и проявить талант в полную силу: разрабатывать самому (а не по указке арт-директора) фирменный стиль компаний, открытки, визитки, календари и буклеты и т. д. Естественно, такая работа сложнее, но и интереснее.

Досье – Дизайнер рекламы

Оформляет рекламные щиты, разрабатывает корпоративный стиль компаний (от фирменного знака, логотипа и визиток до календарей, упаковок и уличных постеров), создает макеты газет, журналов и выставочных стендов.

Специфика профессии
Дизайнер рекламы не только хорошо рисует «от руки», но и в совершенстве знает графические программы (Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, QuarkXpress, Adobe InDesign, Acrobat и др.).

Место работы
Рекламные агентства, СМИ (газеты, журналы, телевидение), типографии, дизайн-студии.

Личные качества
Креативное мышление, ответственность, исполнительность, умение работать в команде.

Образование
Для работы на начальных позициях в агентствах иногда достаточно иметь среднеспециальное образование (зарплата $450-650). На серьезные должности могут претендовать специалисты с высшим профильным образованием. В этом случае подойдет специальность «Дизайн» со специализациями «Дизайн рекламы», «Графический дизайн» и специальность «Реклама» со специализацией «Дизайн в рекламе».


От верстки – к дизайну

Рядовые дизайнеры-верстальщики обычно стесняются себя так называть, предпочитая более лаконичное – «дизайнер», из-за этого и возникает некоторая путаница в определениях, а работодатели каждый раз вынуждены подробно описывать, кто же им все-таки нужен. Четкую грань провести действительно сложно, но специальность «дизайнер» (а не дизайнер-верстальщик) предполагает, что человек обладает креативным мышлением, художественным вкусом и уже сделал собственные интересные и успешные проекты (фирменный стиль организации, логотипы, буклеты, наружная реклама и пр.).

В рекламном агентстве и СМИ такой специалист обычно занимает должность одного из ведущих дизайнеров или главного дизайнера, отвечает за творческие и технологические аспекты работы, контролируя всю цепочку выполнения проекта: макетирование, верстку, печать, цветоделение, цветокоррекцию. Однако подобные умельцы, сочетающие в себе креативное мышление и доскональное знание графических программ – большая редкость. Обычно преобладает что-то одно.

Как придумать логотип

Чтобы сделать успешную карьеру в дизайне, нужно в совершенстве владеть специальными графическими программами и обладать креативным мышлением. С программами все понятно – садись и учи, а вот что такое креативное мышление для дизайнера? Это умение выразить любую идею или понятие лаконично и просто. Скромная двухцветная композиция может запомниться на всю жизнь и в несколько раз увеличить объем продаж фирмы-заказчика, а иллюстрация, перенасыщенная деталями, останется незамеченной потребителями. Реально ли этому научиться? Чисто технически – да. Но вдохнуть жизнь в рекламу может только действительно одаренный человек, видящий вещи в их целостности, гармонии, способный ухватить самое главное и передать эту идею через знак, контраст, цвет, форму… Казалось бы, что сложного придумать логотип компании? Подумаешь, значок! На самом деле в фирменный символ нужно заложить максимум информации о компании (специфика работы, респектабельность, надежность) и подать это оригинально и броско. Дизайнер-профи даже самый банальный и всем надоевший продукт подаст ярко и оригинально, не вписываясь в скучные ряды «картин» в метро. Креатив в этом случае ограничен лишь смелостью самого заказчика.

Заложники рекламодателей?

Вы неплохо знаете графические программы и просто фонтанируете идеями? Этого мало. Дизайнеру необходимо быть хорошим психологом, чтобы находить общий язык с клиентом. Иногда это сделать очень сложно… Приходится терпеливо объяснять, искать убедительные аргументы, чтобы уговорить заказчика принять твой вариант…

Михаил Сорокин, графический дизайнер, фрилансер:

– У меня бывали случаи, когда показываешь заказчику эскизы логотипов, он ткнет пальцем – «Вот этот давайте». Сидишь, корпишь над этим логотипом, приносишь готовую работу, а он говорит: «Знаете, я хочу другой, мне этот уже не нравится, и вообще, я не этот выбирал». Делаешь новый логотип. В нем клиенту не нравятся цвета, потом он говорит, что первый логотип был лучше…

Очень часто клиент пытается «подкорректировать» результаты труда дизайнера на свой вкус. В итоге получается продукт, качество которого напрямую зависит от уровня культуры работодателя. Но есть и плюсы – у хорошего дизайнера много заказчиков, у каждого свой бизнес, и дизайнеру приходится всегда быть «в теме», а то и не в одной: сегодня он делает знак и фирменный стиль для банка, а завтра упаковку для молочного комбината. И каждый раз нужно глубоко погрузиться в сферу, чтобы найти тот образ, который будет стопроцентным попаданием.

Фронт работ
Начинающему дизайнеру найти работу в Москве – не проблема. Фирмы воюют за потребителя, заказывая все новые и новые рекламные щиты, плакаты, буклеты, упаковку и т. д. Количество столичных рекламных агентств, готовых взяться за эту работу, перевалило уже за две тысячи – и всем нужны дизайнеры. В небольшие агентства готовы взять и новичка. Требуются дизайнеры и компаниям-производителям (строительных материалов, мебели, косметики), руководители которых считают, что проще иметь штатного дизайнера, чем каждый раз обращаться в рекламное агентство. Наконец, многочисленные газеты и журналы, стремясь выделиться среди конкурентов оригинальным макетом и яркой стильной обложкой, тоже заинтересованы в этих специалистах.


Натюрморты, головы и картины

Графических дизайнеров выпускают многие вузы. Но в нашей стране почему-то считается, что дизайнер – это в первую очередь художник с профильным академическим образованием. Крен в сторону «художественности» особенно характерен для государственных вузов с многолетними традициями подготовки именно художников. Вот и приходится студентам факультетов дизайна не один год рисовать кубы, шары, натюрморты, головы, картины… Конечно, все это позволяет «набить» руку, но основа дизайна – все-таки в другом. Для дизайнера нужен «свой» рисунок и «своя» живопись. Рисование, например, с натуры – не самое главное. Передача идеи, смысла – вот, что важно, а вовсе не изображение действительности по всем канонам академического рисунка и живописи. И тем неменее лидерами в подготовке дизайнеров считаются:

Фотошоп на семинарах

Специальность «Дизайн» предлагают и многие негосударственные вузы. Если в Строгановку поступают, как правило, выпускники художественных школ и училищ, в негосударственные институты идут абитуриенты в художественном смысле менее подготовленные. Естественно, это не отменяет занятий по рисунку, живописи, композиции от руки – они положены по госстандарту, но акцент подготовки будущих дизайнеров – компьютерная графика, специальные графические программы. Ведущие негосударственные вузы в сфере дизайна:

Обходной путь

Еще один вариант стать дизайнером – поступить на специальность «Реклама» со специализацией «дизайн в рекламе». Такую программу предлагают Российский государственный социальный университет, МГУКИ, из негосударственных – специализированный Международный институт рекламы, Институт бизнеса и права, Институт деловой карьеры. Квалификация выпускников – не «дизайнер», а «специалист по рекламе». В учебном плане не предусмотрена базовая подготовка по рисунку, живописи, композиции, но изучаются графические дизайнерские программы, кроме того, студентам придется засесть за учебники по менеджменту, маркетингу в рекламе, психологии, статистике, PR. Среди узкоспециализированных дисциплин: основы дизайна, компьютерные технологии в графическом дизайне, шрифт, основы фотографии, рекламная фотография, сценарное мастерство и т. д.

Что сдаем?

Пробиться на факультеты дизайна в ведущие государственные вузы сложно: конкурс 5-13 человек на место, строгие требования к абитуриентам. Некоторые поступают не один год. Больше шансов у выпускников художественных школ и училищ. Обязательное условие – предварительный просмотр домашних работ по рисунку и живописи, а также собеседование, на котором преподаватели могут попросить вспомнить яркие примеры дизайна, назвать фамилии известных дизайнеров, «узнать» автора картины и т. д. После предварительного отбора в Строгановке, например, допускаются к экзаменам около 60% абитуриентов.

Далее вас ждут три творческих испытания:

  • Рисунок – обычно нужно карандашом изобразить человека с натуры или нарисовать гипсовую голову или бюст по правилам академического рисунка.
  • Живопись – абитуриенты пишут акварелью или гуашью натюрморт.
  • Композиция – самое сложное испытание, по мнению абитуриентов. Необходимо разместить разные фигуры, буквы, геометрические тела так, чтобы добиться композиционной уравновешенности или образно с помощью цвета и фигур выразить какое-нибудь понятие, например, «Осенняя непогода», «Выпускной бал», «Зимний вечер».

Пройдя творческие экзамены, абитуриенты часто расслабляются считая, что студенческий билет почти в кармане, а зря: предстоит еще сдать обязательные экзамены по русскому языку и истории (или обществознанию).

Заплатил – и учись

В негосударственные вузы поступить на специальность «Дизайн» проще: достаточно продемонстрировать свое портфолио (восемь-десять работ по рисунку и живописи), пройти собеседование и внести плату за обучение. Даже если у абитуриента нет никакой художественной подготовки и собственных работ, он все равно может стать студентом коммерческого вуза, окончив подготовительные курсы при нем. На собеседовании в негосударственных вузах преподаватели не «засыпают» потенциального студента каверзными вопросами, чтобы проверить его знания. Цель другая – узнать как можно больше о самом абитуриенте. Ответы на простые вопросы «Насколько хорошо вы владеете компьютером?», «Ради чего вы пришли?», «Почему выбрали именно эту специализацию?» помогают преподавателям составить первое впечатление о будущем студенте и его возможностях.

Тем, кто решил идти в дизайн через «Рекламу», нужно учесть, что бюджетных мест по этой специальности мало, поэтому учиться на платных отделениях или в негосударственном вузе более реальный вариант. Обязательное для всех поступающих испытание – русский язык (диктант, тест, сочинение), а также в зависимости от вуза экзамен по географии, обществознанию или иностранному языку. Многие вузы проводят экзамены в виде тестирования. Некоторые например МГУКИ, по этой специальности предлагают выполнить еще и творческое задание.

Рисуем по восемь часов в день

Будущие дизайнеры очень много рисуют – по 8 часов в день. Во время экзаменов и зачетов коридоры вузов превращаются в картинные галереи, а строгая комиссия оценивает вывешенные студентами работы.

Первые два года придется постигать азы профессии: изучать академический рисунок и живопись, историю искусства, основы композиции, проектную и компьютерную графику, экономику и типографику, иностранный язык и основы маркетинга (нужно понимать, как и кому будут продвигать тот товар, над оформлением которого вы работаете). Необходимо выработать чувство стиля, умение концептуально мыслить и лаконично выражать свою идею графически.

На занятиях по компьютерной графике вы освоите «джентльменский набор» специальных программ, цветоделение, вывод на пленки – все, что потребуется в реальной работе. Сначала будущие дизайнеры изучают растровую (точечную) графику и иллюстративные эффекты, затем векторную графику, учатся работать с оригинальными шрифтами, логотипами, знакомятся с программами верстки, основами web-дизайна.

Проблем с трудоустройством у новоиспеченных дизайнеров не бывает. Будучи еще студентами четвертого-пятого курса, многие сотрудничают с дизайн-студиями и рекламными агентствами. Дипломная работа, будь то серия плакатов или разработка фирменного графического стиля предприятия, часто представляет собой реальный проект, за который студент получает деньги.

Карьера и зарплата

Начинающий дизайнер может рассчитывать на $500-700, профессионал на $800-1500 и выше. Новичку проще всего попасть в небольшое рекламное агентство или устроиться на работу в редакцию журнала или газеты, но для творческой самореализации лучше найти место в авторской дизайн-студии.

Дизайнер рекламного агентства со временем может стать арт-директором, дизайнер СМИ – главным художником издательства, а дизайнер студии – известным мастером-креативщиком, что позволит открыть свое дизайн-бюро.

Комментариев нет: